Главная arrow Архив arrow Часть II arrow Конференции arrow Выступления на конференциях arrow 2009.10. Мастерская по изучению метафизического стиля
29.04.2024 г.
2009.10. Мастерская по изучению метафизического стиля Печать

2 октября 2009 года состоялось очередное заседание мастерской по проблемам метафизического стиля. Мастерская работала в рамках совместно проводимых конференций «Художественный текст и культура» (VIII) и XIX Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы на базе Владимирского государственного гуманитарного университета.

Конференции работали по общей проблематике «Жанр и его метморфозы в литературах России и Англии».

Координаторами и соруководителями мастерской выступили д.ф.н., проф. Черноземова Елена Николаевна, профессор МПГУ, д.ф.н. Половинкина Ольга Ивановна, профессор Владимирского государственного гуманитарного университета.

Семинар проводился под эгидой Российской ассоциации изучения проблем англистики (RAES), Российской ассоциации преподавателей английской литературы (ATEL)

В ходе работы мастерской были заслушаны сообщения и доклады:

– докторанта МПГУ, кандидата филологических наук Людмилы Владимировны Егоровой (Вологда) «Английская духовная поэзия позднего елизаветинского периода»;

– выпускника физического факультета МГУ Павла Евгеньевича Сизина (Москва) «Естественнонаучные концепции в творчестве Джона Донна»,

– аспиранта кафедры литературы ВГГУ Ильи Александровича Снегирева (Владимир) «Жанр погребальной элегии в творчестве И. Бродского»;

– профессора МПГУ, доктора филологических наук Елены Николаевны Черноземовой «Уплотненный в строчку мир». Сонетность современного поэтического текста. Метафизика вне метафизического стиля.

 

Первый доклад прослеживал влияние на становление метафизического стиля в английской поэзии переводов на английский язык Библии и псалмов, взаимодействия канонического и психологического слова на этом пути.

Второй докладчик остановился на роли открытий Коперника в изменении картины мира, в которой исчезла симметрия старого восприятия пространства, а также деление космоса на подлунный и небесный мир. Признание огромности бесконечности мира разрушило античный замкнутый сферический космос. В ренессансной живописи утвердилась прямая перспектива, проецирование пространства на плоскость, предполагающее равноправие всех точек пространства, что привело к исчезновению космоса, обладающего особыми свойствами.

Третий докладчик остановился на тему смерти в творчестве Бродского, не типичной для русской поэзии. В элегиях на смерть поэтов Т.С. Элиота, как и в поэзии Одена, разрабатывается тема поэтического бессмертия поэта и попытки преодолеть грань Леты с помощью поэзии. Одним из источников жанра погребальных элегий были элегии Джона Донна, стиль которого Бродский сравнивает с державинским.

Четвертый доклад был обращен к поэзии Александра Дольского, идущего своим путем в воспроизведении метафизических явлений. Поэт признает над собой власть учителей, несущих веление космоса, учится у способных слышать их заветы гениев русского искусства и западных мастеров: Мир видится поэту живым, наполненным невидимыми, не проявленными энергиями и ритмами. Не признающие близости невидимых миров, сосуществующих рядом, обречены на неосторожное и непоправимое собственное вмешательство в их строй и тем самым на то, чтобы стать губителями идей (или эйдосов, смыслов), которые несут землянам космические энергии и которые открывают для не слышащих те, кто способен видеть невидимое и слышать неслышимое.

 

          
           Е.Н.Черноземова, доктор филологических наук, профессор кафедры всемирной литературы МПГУ (г.Москва)

 

 

О.И.Половинкина, доктор филологических наук, профессор (г.Владимир) 

 
  К началу страницы