Главная arrow Космическое мышление
27.04.2024 г.
ЧТО ТАКОЕ КОСМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Печать

Космическое мышление – это новый формирующийся тип мышления, представляющий собой синтез научного и метанаучного мышления.

За многовековую историю человеческое сознание прошло через различные формы (фазы): мифологическое, религиозное, научное, метанаучное. Новое космическое мышление должно впитать в себя весь позитивный опыт развития человечества.

В последние века сформировались и получили относительное завершение два главных направления в познании: научное и вненаучное. Под научным имеется в виду, прежде всего, «позитивная» материалистическая наука, базирующаяся на экспериментальном способе познания. Так называемое вненаучное направление – объединяет самые разные способы познания. Они имеют, тем не менее, общие принципиальные особенности. Вненаучный способ познания формировался в течение ряда тысячелетий и развивался через человека, через его внутренний мир. «Иными словами, – пишет Людмила Васильевна Шапошникова, – этот способ существовал в духовном пространстве, границы которого много обширнее, чем те, которые имела эмпирическая наука, действовавшая в трехмерном поле плотной материи».

Оба способа познания имеют общий источник возникновения и могли бы хорошо дополнять друг друга. Но со временем произошло драматическое разделение единого древа на две как бы не связанные ветви, что сильно затормозило процесс познания.

Вненаучные методы познания обычно обозначаются такими определениями, как эзотерика, оккультизм, мистика и прочее. Ни одно из них не дает ясного представления о сути метода и скорее способствует различного рода мифам и недоразумениям. Если отбросить эти архаические термины и взять за основу понятие «наука», то вненаучную систему познания можно было бы назвать сверхнаукой, или метанаукой. Этот метанаучный способ познания весь пронизан космизмом.

Возникшая тысячелетия назад метанаучная система познания сохранила свои позиции на Востоке и затем уже укрепилась на Западе.

В конце XIX – начале XX века началась Духовная революция в России. Она заложила основы космической переориентации важнейших форм познания, таких как философия, наука, искусство, религиозный опыт. Духовная революция несла в себе тенденцию к синтезу научного и метанаучного способа познания, к формированию нового космического мышления.

Этому в значительной степени способствовала и научная революция начала прошлого века, охватившая, прежде всего физику а затем и другие области естествознания. Появление теории относительности и квантовой механики привело к коренному изменению наших представлений о пространстве и времени, о соотношении материи и энергии, о соотношении субъекта и объекта в физическом эксперименте. Все это потребовало серьезной переоценки основных методологических установок науки. Идеи эволюционизма широко проникли во все сферы науки, начиная от космологии и кончая социальными сферами. На новую ступень было поставлено изучение жизни и разума во Вселенной. Категория «информации», которая стала активно использоваться в науке со второй половины ХХ века, ее связь с энергией и энтропией, идеи синергетики – все это требовало серьезного осмысления. Достижения «вненаучных» областей человеческого знания вновь оказались востребованы. Резкие границы между научным и метанаучным методом стали размываться.

 

 К.Э.Циолковский В.И.ВернадскийП.А.ФлоренскийА.Л.Чижевский
                                                                                                                           

 Идеи таких мыслителей, как Тейяр де Шарден, Вернадский, Циолковский, Чижевский, Флоренский вели к смене типа мышления, к замене одного вида мышления другим. Как в свое время в недрах религиозного мышления сформировалось мышление научное, так теперь в его недрах формируется новый, четвертый тип мышления, который по праву может быть назван космическим. Этот четвертый тип объединяет в себе научное и метанаучное мышление.

 

 

Новому мышлению соответствует и новая система познания, представляющая собой синтез основных способов познания – научного и метанаучного, синтез, который ведет к восстановлению, на более высоком уровне, связи с Высшим. Новая система познания теснейшим образом связана с нравственными и этическими моментами. Такой системой познания явилась Живая Этика, или (по терминологии Л.В.Шапошниковой) философия космической реальности, разработанная Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами в содружестве с Гималайскими Учителями, стоявшими у истоков этих знаний. Вся методология Живой Этики тесно связана с действием законов Космоса, которые лежат в основе космической эволюции.

Живая Этика заключает в себе систему познания нового космического мышления. В ней синтетически объединились знания древние и современные, мысль Востока и Запада, нахождения эмпирической науки и метанауки, способы познания различных областей творчества таких как наука, философия, религиозный опыт, искусство.

Человечество вошло в XXI век, обремененное серьезными проблемами социального, политического и экологического порядка. По оценке экспертов, эти проблемы носят кризисный характер. Речь идет о выживании человечества и о сохранении Земли как планеты, по крайней мере – о сохранении ее биосферы. Решить эти проблемы традиционными мерами уже невозможно. Необходимо радикальное изменение поведения человечества на планете. А это требует, прежде всего, изменения его сознания. Невозможно выработать правильную стратегию, не имея адекватного представления о мире, в котором мы живем. Мы стоим на пороге радикального изменения научной картины мира. Новая система знаний, опирающаяся на космическое мышление, поможет выработать стратегию поведения человечества. Идеи синергетики, изучающей поведение сложных больших систем, экологии, совместной непротиворечивой эволюции (коэволюции) человеческого общества и природы должны лечь в основу нового космического мышления. Становлению нового мышления способствует и начавшееся с середины ХХ века освоение космического пространства. Это позволяет посмотреть на проблемы нашей планеты как бы со стороны и в то же время ставит перед человечеством новые важные проблем.

 

Подробнее см.:

Л.В.Шапошникова.  Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века. Материалы международной научно-общественной конференции. 2003. Т.1. М., 2004. С. 52-81.

Л.В.Шапошникова. Исторические и культурные особенности  нового космического мышления // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦКМ). М., 2005. С. 5 - 41.

 
  К началу страницы