Главная arrow Электронная библиотека arrow Статьи arrow Томша Е.Ю. ЦЕННОСТИ ВЕЧНЫЕ И ПРЕХОДЯЩИЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
07.12.2021 г.
Томша Е.Ю. ЦЕННОСТИ ВЕЧНЫЕ И ПРЕХОДЯЩИЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Печать

Елена Юрьевна Томша

психолог

 

Музейная Педагогика в школе

вып.4, СПб., 2005

 

Ценности вечные и преходящие

(по материалам психологического исследования)

 

В последние годы в Гимназии при ГРМ проводились различные психологические исследования, основной целью которых было выявить влияние предметов музейного цикла на личностное развитие и становление учащихся. Принадлежность Гимназии к Русскому музею – то, что является ценностью для родителей, приводящих сюда детей, реализуемая в ее стенах программа «Здравствуй, музей!» – главное отличие от других гимназий и школ. Определить, на что влияет музейный компонент, как сказывается он на развитии детей, в каких конкретных чертах выражается – вот задача, которую мы ставили перед собой.

Интеллектуальное освоение музейных дисциплин проверить достаточно просто – результаты контрольных работ, опросов, уровень реферативных работ и ответов на экзаменах являются достоверными показателями. Значительно сложнее определить глубину влияния полученных знаний, найти, как отражаются они на уровне общей культуры учащихся и выпускников, как это выражается в особенностях их мировоззрения и системы отношений.

Психологией признается, что одной из важнейших составляющих личности являются ценности, позволяющие прослеживать и анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену его психологических побуждений. Они служат ориентиром жизни человека, определяют его поведение. По мнению Ф.Знанецкого, ценности являются основой бытия и создают культурный мир.

Ценности объединяются в систему, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая может меняться с возрастом и обстоятельствами жизни. А первичное оформление взглядов, установок и ценностей в некоторую систему приходится как раз на период завершения школьного образования. «Перемены в психическом созревании старших школьников влекут за собой и потребность в мировоззренческой рефлексии, обдумывании системы ценностей, – отмечает А.И.Копытин. – Этот период связан с выработкой мировоззрения и самосознания на основе полученных прежде знаний» (4). Безусловно, большое значение здесь имеют знания из общественных и гуманитарных дисциплин школьной программы, освещающих многие социальные вопросы. При этом хочется отметить, что в последнее время в отечественной, как, впрочем, и в зарубежной, литературе по педагогике и психологии подчеркивается роль искусства, его влияние на становление взглядов подростка. М.С.Каган в работе «Философия культуры» пишет: «…Искусство расширяет границы познавательной деятельности школьника, несет ему информацию особого рода, служит своеобразным «учебником жизни»«(2). Используя метафору Кагана, можно сказать, что наши гимназисты имеют уникальную возможность с первого класса и до окончания обучения обращаться к знаниям «учебников жизни» – шедевров Русского Музея.

Все вышеизложенное поясняет, почему именно выявление ценностных ориентаций и построение иерархической структуры ценностей учащихся старших классов Гимназии стало задачей психологического исследования, проведенного в 2002/2003 учебном году. Это была совместная работа с факультетом психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, и автор выражает глубокую благодарность Валентине Михайловне Бызовой, профессору, преподавателю Университета, за руководство и творческое сотрудничество.

В исследовании приняли участие 132 учащихся из 10 и 11 классов, 44 юноши и 88 девушек. Гимназистам было предложено выполнить тест, содержащий 2 списка ценностей, а также написать маленькое эссе на тему «Ценности вечные и преходящие». Результаты теста подлежали математической обработке, давали стандартизацию ответов, а эссе позволили увидеть отношение к теме ценностей в свободном изложении. Выбранная методика исследования основана, подобно широко известной методике Rokeach, на выделении двух категорий духовных ценностей: 1) базовые, терминальные (ценности-цели, например, равенство); 2) инструментальные (ценности-средства – свойства личности, способности, такие как честность, обязательность и т.п., – которые помогают достижению цели). В соответствии с этим подходом, методика содержит 2 списка из 30 ценностей, каждую из них предлагается оценить по 9-бальной шкале в зависимости от ее важности.

В получившейся иерархии базовые ценности выстроились в следующем порядке:

1. дружба

2. интересная жизнь

3. семья

4. смысл жизни

5. свобода

6. любовь

7. самоуважение

8. удовольствие

9. разнообразие жизни

10. благосостояние (деньги, материальное благополучие).

В этом списке представлены «лидеры» – первые 10 ценностей из 30. Отметим, что такие интересующие нас ценности как духовная жизнь (акцент на духовных, а не на материальных вещах), творчество, мир прекрасного (красота природы и искусства) оказались примерно в середине списка. Здесь же ярко проявились и половые различия – для девушек названные ценности оказались более значимыми, чем для юношей, хотя во многих других вопросах различия практически не заметны. Исключение составляет лишь ценность «власть» (контроль над другими, доминирование, господство), где разность составляет почти 1,5 балла – для девушек эта сторона жизни практически не имеет значения, для юношей она более важна, хотя в целом именно «власть» стоит последней в списке ценностей, т.е. почти игнорируется гимназистами.

Среди ценностей, отражающих принцип жизни, способы поведения в соответствии с ценностями, установилась следующая иерархия:

1. достижение успеха

2. наслаждение жизнью (получать удовольствие от еды, любви, отдыха и т.д.)

3. независимость (уверенность в своих силах, самодостаточность)

4. здоровье

5. выбор собственных целей

6. интеллект

7. верность (преданность друзьям, своим ближним)

8. умелость (компетентность, эффективность, продуктивность)

9. уважение родителей, старших (почтение)

10. честность (подлинность, искренность).

Дальнейшая обработка данных предусматривает объединение ценностей в группы, отражающие черты личности отвечающих. Здесь мы получили следующие результаты: на первом месте у гимназистов «гедонизм» как направленность на получение от жизни всевозможных удовольствий, на втором – «самостоятельность», затем – «стимуляция», т.е. необходимость испытывать сильные впечатления, «встряски», для ощущения полноты жизни. Сравнение с результатами, полученными сотрудниками Санкт-Петербургского Государственного Университета на большой группе российских школьников – ровесников наших гимназистов, – показывает их значительное отличие. Так в конечном итоге у школьников на первое место выходит «безопасность» (национальная, семьи, личная) как стремление к защищенности и стабильности; на втором – «достижения» (у гимназистов они оказались на пятом месте). Схожи результаты тем, что на третьем месте у российских школьников и на четвертом – у гимназистов оказалась «щедрость» (имеются в виду не материальные аспекты, скорее, за этим термином стоит понятие «широты души»).

Сравнения с другими исследованиями ценностных ориентаций также дали много интересного. В статье В.Н.Козиева, опубликованной в сборнике «Художественный музей в образовательном процессе», приводятся данные, полученные в Гимназии примерно 10 лет назад:

«Обследование 232 учеников 8–11 классов гимназии при Государственном Русском Музее в 1993 году показало, что эстетические ценности в списке 18 основных жизненных ценностей у школьников занимают последние места. Наиболее значимыми ценностями оказались "здоровье", "свобода", любовь", "семья", "друзья", "уверенность в себе" (методика "ценностных ориентаций" М.Рокича)»(3). Там же представлен обзор исследований отношения к художественной культуре и ее места в структуре ценностей за последние 30 лет. Выстраивается картина: «музейный бум» 70-х годов, снижение интереса в начале 80-х, усиление этой тенденции в эпоху перестройки и постсоветский период, падение значимости культуры в 90-е. Автор приходит к выводу: «В постсоветский период "художественная культура" в иерархии жизненных ориентаций заняла прочное периферийное положение…». Заметим, что в нашем исследовании духовная жизнь (акцент на духовных, а не на материальных вещах), творчество, мир прекрасного (красота природы и искусства) находятся уже не на последних местах, а примерно в середине выстроенной гимназистами иерархии. Не будем спешить с выводами, но, возможно, это начало обратного процесса возвращения к культуре, первые проявления тенденции обращения к ценностям культуры как к чему-то вечному, незыблемому, прочному, столь необходимому в постоянно меняющемся современном мире.

И еще одно открытие подарили нам наши учащиеся. В исследованиях ценностных ориентаций, проводимых в 90-х годах, ученые отмечают выраженную разницу в ответах мальчиков и девочек. Так, Е.В.Васина называет следующие половые различия: для девочек ценностью является аффилиация, доверительные отношения, для мальчиков – ориентация на самореализацию и самоутверждение (5). Исследование В.В.Барановой и М.Е.Зеленовой показало следующее: «Неожиданно здоровье оказалось наиболее значимым для старшеклассников. На второе место десятиклассники поставили "любовь", на третье мальчики – "интересную работу", девочки – "счастливую семейную жизнь"»(1). В нашем исследовании анализ текстов эссе, в которых учащиеся в свободной форме излагали свои взгляды на ценности, показал обратную картину: во всех работах юношей главной ценностью в жизни называлась любовь и хорошие отношения; такие ответы встречаются и у девушек, но более ярко у них прослеживается тенденция самоутверждения в жизни, построения карьеры, обеспечения независимости. Размышления над текстами эссе приводили к предположению о смене традиционных ролей, о появлении энергичных, уверенных, активных и целеустремленных девушек и более мягких и романтичных юношей.

Хочется согласиться с мнением В.В.Барановой и М.Е.Зеленовой: «За последние 10 лет очень изменилась социально-экономическая ситуация в стране, стал иным тот мир, в который должен войти подросток. Изменились нормы и ценности (не только социально-экономические, но и психологические), модели поведения, которые должен освоить ребенок. Вопрос о социализации старшеклассников в современной социально-экономической ситуации, условиях и факторах, способствующих ее успешности, стал, таким образом, особенно актуальным» (1). Размышления над материалами нашего исследования, попытки рассмотреть полученные результаты с различных точек зрения привели к следующему предположению: в предъявленной картине ценностных ориентаций отражаются столкновения ценностей, происходящие в нашем обществе в последние 15 лет. Они выражаются в противоборстве традиционных, установившихся в советском обществе ценностей и ценностей «западного образа жизни», весьма энергично насаждаемых с помощью СМИ. Ориентация на вечные ценности, такие как культура, красота, знания, любовь, добро, традиционно почитаемая и годами формировавшаяся в нашем обществе, подвергается ежедневной проверке на прочность. Многочисленные слоганы, такие как «Бери от жизни все», «Не дай себе засохнуть!», «Ведь ты этого достойна», «И пусть мир подождет!» и т.п., формируют эгоистические установки, направленность на получение всевозможных удовольствий, желание жить одним днем, жажду обладания материальными благами. Об агрессивности рекламы, о ее негативном воздействии, особенно на неокрепшие сознания детей и молодежи, все чаще и все с большей тревогой говорят психологи. Уже известно, что реклама пропагандирует не товар, но определенный образ жизни, образ поведения, образ мысли. И в этой борьбе вечные ценности оказываются в сложном положении: к ним нужно восходить, это требует труда, преодоления себя, самосовершенствования, в то время как идеалы и нормы, пропагандируемые СМИ – в ток-шоу, рекламах, сериалах, – примитивны, а следовательно, очень легки для усвоения и подражания. Так культура сталкивается с культом посредственности, а вечные ценности – с блестящей мишурой псевдоценностей. И подростки, еще не определившиеся во взглядах, должны сделать свой выбор в этой непростой ситуации. В качестве иллюстрации хочется привести небольшие отрывки из эссе – размышлений гимназистов на тему «Ценности вечные и преходящие». Эссе подписаны псевдонимами, избранными авторами.

«Я считаю, что рассуждения о вечных ценностях по большей части бессмысленны. На самом деле большинство людей интересуются своим материальным благополучием, успехом, мнением о них окружающих, а так называемые "вечные ценности" уходят на второй план. Преходящие ценности для людей стали гораздо важнее вечных, потому что именно они могут обеспечить приятную и интересную жизнь…» (Звездочка, 16 лет)

«Для меня важна цель в жизни. Достижение своих желаний и целей. Комфорт и спокойствие. Хорошая семья. Работа. Независимость, уверенность в будущем…» (ПВА, 16 лет)

«В моем понимании вечные ценности – это то, что передается из поколения в поколение, из века в век. Такие как музыка, природа, семейный очаг, искусство, родные и близкие. Эти ценности никогда не должны исчезать, а ценности преходящие, как, например, стремление к славе, удовлетворение своих желаний и т.д., могут пропасть и не иметь никакого значения для человека. Возможно, многие люди считают их важными, но когда они оглянутся и подумают, то поймут, что важнее вечных ценностей ничего нет. Людям без них жить нельзя, иначе они никогда не обретут душевного счастья и радости в жизни.» (Мозг, 16 лет)

«Для меня самыми важными являются любовь, дружба и внутренняя гармония. Стремление к гармонии и красоте, к духовной жизни, к осуществлению своей жизни, к счастью и познанию. Жить для того, чтобы что-то очень важное донести людям, "жить для других", обогащать нашу жизнь светом и красотой, – это здорово.» (Герда, 16 лет)

 

Литература

1. Баранова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект социализации. / Журнал «Психологическая наука и образование» №1 – 1998

2. Каган М.С. Философия культуры, СПб, 1996 , с.302

3. Козиев В.Н. Школьники, учителя, студенты в Государственном Русском Музее / Сборник «Художественный музей в образовательном процессе», СПб, 1998, с.100–104

4. Копытин А.И. Основы Арт-терапии, СПб, 1999, с.143

5. Психология /под редакцией А.А.Крылова, М, 2000, с.257–259

 

 

 
  К началу страницы