Лекция: Л.М.Гиндилис - "Научное и метанаучное знание" |
13 декабря 2018 г. в Лектории НРК состоялась лекция: «Научное и метанаучное знание».
Л.М.Гиндилис часто выступает с лекциями по данной теме, каждый раз все более углубляя ее. В последней лекции - существенно дополненной и обновленной - предельно убедительно доказано существование сверхнаучного знания, достоверность его источников, а также представлены пути сближения научного и сверхнаучного знания. Необходимость этого эволюционного процесса диктует само время. Аннотация В человеческой культуре, наряду с научным
знанием, издавна существует вненаучное знание. Одним из его видов является метанаучное, или сверхнаучное
знание. Этот термин сродни метафизике и обозначает знание, выходящее за пределы
принятого в данную эпоху знания, в том числе за пределы современной научной
парадигмы. В процессе развития науки отдельные элементы метанаучного знания
включаются в научную парадигму, и этот процесс протекает непрерывно.
Рассматриваются следующие вопросы: критерий сверхнаучного знания, примеры
сверхнаучного знания, соотношение научного и мистического опыта, происхождение
сверхнаучного знания.
Сформулированы требования к источнику сверхнаучного знания. Такие Источники, как «Тайная Доктрина», «Письма Махатм», книги «Живой Этики» - полностью удовлетворяют сформулированным требованиям. Сам критерий сверхнаучного знания устанавливается на основе содержания источника. Если установлено, что знание, будучи достоверным, выходит за пределы знания своей эпохи, оно относится к сверхнаучному знанию (слабая форма); если знание не просто выходит за пределы, а противоречит знаниям своей эпохи, но подтверждается дальнейшим развитием науки, то оно относится к сильной форме сверхнаучного знания. Проанализировано одно из писем Махатмы К.Х. Синнету (1882 г.), в котором рассматриваются геофизические и астрономические вопросы. Выявлены ряд убедительных примеров сверхнаучного знания в слабой и сильной форме. Они относятся к метеорной пыли, к физике солнца, в том числе к солнечной короне, к теории гравитации и невесомой материи. Наиболее впечатляющей и убедительной является полемика К.Х. с учеными о природе зеленой корональной линии. Рассмотренные примеры сверхнаучного знания относятся к трехмерной физической Вселенной (физическому плану Бытия), они выражены в явной вербальной форме (с помощью обычных понятий) и касаются не каких-то общих отвлеченных концепций Мироздания, а вполне конкретных частных проблем. Это делает возможным сравнение исследуемого знания с научным (на основе сформулированного критерия СНЗ) и установление его сверхнаучной природы. Что касается мистического знания, то его сопоставление с научным - гораздо более сложная проблема. Тем не менее, некоторые параллели между мистическими учениями и наукой обнаруживаются в наше время. Это убедительно показано в книге Ф.Капра «Дао физики», где автор сопоставляя концепции современной теоретической физики с концепциями восточных мистиков, находит глубинную взаимосвязь между ними. Это касается как методологии, так и содержательной части концепции мистиков и физиков. Согласно Ф.Капра, такая взаимосвязь является следствием «глубокого проникновения в суть вещей - в глубины вещества в физике и в глубины сознания в мистицизме - при котором под обманчивой видимостью повседневности постепенно проступают черты принципиально иной действительности». Что касается природы сверхнаучного знания, то его источником могут быть: Божественное Откровение, знание Высокоразвитых Внеземных Существ, знание давно ушедших Древних Цивилизаций. Эти предположения не противоречат и не исключают одно другое. С позиций Живой Этики, источником сверхнаучного знания является Иерархия Света и ее ближайшее звено - Учителя человечества. Рерихи общались с Учителями и никогда не скрывали связи с Ними. В сотрудничестве с Учителями было создано Учение Живой Этики. Под Их покровительством проходила Центрально-Азиатская Экспедиция Рерихов. Одним из убедительных свидетельств участия Учителей в жизни человечества является переписка Е.И.Рерих от имени Учителей с Президентом США Ф.Д.Рузвельтом. «Все Великие Учения мира несут зерна огненной действительности, но они хранят их под тяжкими наслоениями последующих нагромождений и искажений». Поэтому возникает задача извлечения истины. А это связано с определенной интерпретацией, которая не всегда может быть однозначной. Поэтому особое значение приобретают те элементы Науки Учителей, которые могут быть выражены на языке современной науки и сопоставлены с нею, свидетельствуя о существовании сверхнаучного знания. Это тем более актуально, что «Науке открыто теперь то, что религии оказалось не под силу».
|