Главная arrow новости архив arrow Торжественное собрание, посвящённое Дню Учителя
23.06.2018 г.
Торжественное собрание, посвящённое Дню Учителя Печать

В Государственном Музее Рерихов 24 марта 2018 г. состоялось Торжественное собрание, посвящённое Дню Учителя, Дню Иерархии.

Организаторы: Национальный Рериховский Комитет и Музей Рерихов
Для участников собрания была проведена экскурсия по выставке картин С.Н.Рериха "Индия . Моя страна прекрасна". Ее великолепно провел В.Э..Жигота, осветив глубинный смысл картин, раскрыв перед аудиторией суть художественной манеры отображения С.Н.Рериха. После экскурсии прошло собрание в атмосфере дружелюбия и гармонии, с выступлениями: Т.К.Мкртычева, М.Н.Чирятьева, В.Г.Буданова.

 

 


Вступительное слово вице-президента НРК Л.М.Гиндилиса

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Сегодня 24 марта - день Матери Мира, день Учителя, день Единения. Сегодня Солнце перешло 3-й знак Овна и утвердилось в нем. Начался новый годовой цикл. Знаменательно, что в преддверье нового цикла в нашей стране прошли знаковые выборы Президента, а у нас в НРК состоялось утверждение нашей организации Минюстом и проведены слушания в Общественной палате РФ, посвященные 90-летию создания Гималайского научно-исследовательского института «Урусвати».

Я хотел бы сказать несколько слов в связи с выступлением Тиграна Константиновича. Мы в Национальном Рериховском комитете с полным пониманием относимся к позиции ГМР в отношении изучения наследия Рерихов. Мы понимаем, что у музея свои задачи, связанные, прежде всего с музейной деятельностью и изучением художественного наследия Н.К. и С.Н.Рерихов. Что касается философского наследия, музей не может в полной мере заняться изучением популяризацией философского наследия.  Эту задачу готова зять на себя рериховская общественность, в том числе Национальный Рериховский комитет. Мы неоднократно подчеркивали это на встречах руководства музея с рериховской общественностью и встречали понимание руководства музея. Так что у нас имеются все основания для плодотворного сотрудничества.

Дмитрий Николаевич Попов подобрал документы, которые Н.К и Е.И. Рерих посылали своим ученикам и сотрудникам ко дню 24 марта. Поскольку Дмитрий Николаевич болен, я попрошу Виктора Эдуардовича Жиготу познакомить нас с этими документами. А потом поговорим о еще о значении этого Дня, о Учителях человечества и об Их Учении - о Живой Этике.

* * *

Выступление Л.М.Гиндилиса

Дорогие друзья, вспомним, что именно в этот день (и, конечно, не случайно в этот день) почти 100 лет тому назад 20 марта 1920 года произошло величайшее событие в истории нашей цивилизации - Космическая Иерархия, Учителя Света приступили к передаче через семью Рерихов Учения Живой Этики. Великие духовные учения, религии, философии неоднократно давались человечеству на протяжении всей его истории в различные времена и в различных странах. Содержание их всегда учитывало уровень сознания человечества в данную эпоху и в данном месте. ЖЭ представляет собой новый аспект Единой, Вечной Истины, новую часть ее, соответствующую современному уровню сознания человечества. Что же представляет собой Живая Этика? Она не является ни религией, ни наукой, ни философской системой. Это синтетическое Учение объемлет и науку, и философию, и религию; оно включает этику и эстетику... и йогу - йогу как руководство для установления связи с Высшими Мирами, с Высшими Космическими Силами и овладения высшими космическими энергиями. Отсюда и другое название Учения - Агни Йога. Философско-этическое содержание Учения (Живая Этика) доступно всем людям, йога требует специальных условий, связанных с открытием центров и может проводиться только под руководством Высокого Духовного Учителя.

Важно отметить, что Учение дано на русском языке. Это не случайно.       Предназначенное для всего мира Учение, прежде всего, ориентировано на Россию. Книга «Зов» начинается словами: «В новую Россию Моя первая весть». В книге «Надземное» разъясняется, почему Учение дается на русском языке. «Учение дается не без причины на определенном языке. Можно исследовать все Учения от давних времен и понять, что данный язык показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения.

Если попытаться очень коротко, в самом общем виде, охарактеризовать Живую Этику, то можно сказать, что это синтетическое научно-философское Учение о Мироздании в целом; о его устройстве, происхождении и эволюции; о Законах Мироздания; о роли Разумных Сил (Космического Разума) в эволюции Вселенной; о месте человека в Мироздании, о его тесной связи с Космосом; об эволюции человека и человеческого общества; о нравственных основах Бытия и путях духовного совершенствования, как необходимого требования Эволюции. Полностью описать Океан Учения невозможно. Но можно попытаться представить его главные черты. Разные авторы выделяют то, что им представляется наиболее важным. Мне представляется важным отметить следующие черты.

- Согласно "Живой Этике" (ЖЭ), в основе Мироздания лежит материя, понимаемая в самом широком смысле. Она включает как те формы материи, которые изучаются современной наукой, так и более тонкие формы, которые науке пока не известны. Мир развивается по Космическим Законам, изучение которых является важнейшей задачей человечества. В развитии Вселенной принимает участие Космический Разум, частью которого является человечество Земли.

- Решающим фактором в развитии человеческого общества ЖЭ считает Культуру. Поэтому сохранение и приумножение культурного богатства всех народов Земли жизненно необходимо для человечества. Н.К.Рерих создал широкое культурное движение под Знамением Мира. Он разработал Пакт об охране памятников культуры во время военных действий - Пакт Рериха, который позднее лег в основание соответствующих документов ООН.

- ЖЭ провозглашает равенство всех людей независимо от пола, расовых, национальных или социальных различий. Общественная жизнь должна строиться на основе согласия всех народов Земли, на основах коллективизма, общинности и сотрудничества, при приоритете нравственного начала. Переход от вражды, конфронтации и разъединения к единению, согласию и сотрудничеству - важнейшая задача эволюции на современном этапе.      Важную роль в этом процессе предстоит сыграть женщинам, которые призваны осознать свое космическое предназначение, восстановить свои попранные права, внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности. Поэтому наступающую эпоху ЖЭ называет Эпохой Женщины.      Мы обычно используем термин «равноправие женщин», причем некоторые понимают его слишком примитивно, забывая, что биологически (да и духовно) женщина не равна мужчине. ЖЭ использует более точный термин «полноправие женщин».

- ЖЭ утверждает: невозможно установить счастливую и справедливую жизнь на Земле, если люди будут оставаться невежественными и несовершенными. Поэтому, согласно ЖЭ, установление справедливого общественного строя непременно должно сопровождаться совершенствованием каждого человека. Люди должны преодолевать свои отрицательные свойства, трансформируя их в положительные качества. Важнейшей задачей на этом пути является изживание самости, эгоизма (во всех его видах), утверждение и развитие самоотверженности и терпимости в отношениях между людьми. Для успешного совершенствования нет необходимости уходить в пещеры, в монастыри, замыкаться и отходить от жизни. ЖЭ утверждает активную жизненную позицию каждого члена общества. Она призывает не уходить от жизни, но идти ее верхним путем. Совершенствуясь, человек должен выполнять свой долг перед семьей, народом, страной и всем человечеством. Он должен действовать во имя Общего Блага.

- Важнейшим средством совершенствования человека ЖЭ провозглашает труд. Не подневольный, а добровольный, творческий труд, физический или умственный. Труд должен быть напряженным, но посильным. Первостепенное значение придается качеству труда. В процессе осознанного, устремленного труда, при высоком качестве его, развивается психическая энергия человека. ЖЭ рассматривает психическую энергию как энергию всеначальную, лежащую в основании Проявленного Мира. Это главная Творческая Сила Космоса, она включает в себя все основные энергии, которые являются лишь ее дифференциациями. Овладение психической энергией ведет к развитию высших форм сознания - чувствознания и духоразумения, частичным проявлением которых являются интуиция и озарение. ЖЭ указывает естественный путь развития психической энергии. Естественный путь есть путь сердца, путь любви и труда, путь очищения мышления, развития возвышенных чувств и мыслей путем приобщения к искусству и неустанного сердечного устремления к Свету.

- Чтобы успешно продвигаться по пути совершенствования, необходимо преодолеть невежество. Для этого человек должен непрерывно учиться, должен знать достижения культуры прошлого и настоящего, знакомиться с достижениями науки, изучать окружающий мир и самого себя. Учиться, учиться и учиться - одно из основных требований ЖЭ.

- ЖЭ открыта для всех, но не навязывается никому. Книги ЖЭ там, где их не запрещают, имеются в открытой продаже, работают общества и кружки по изучению ЖЭ. Каждый желающий может принять в них участие. Но агитировать, зазывать и навязывать свою точку зрения ЖЭ считает недопустимым, она решительно выступает против всех форм миссионерства. Врата во Дворец Знания широко открыты, но войти желающий может только сам.

В настоящее время изучение и применение в жизни Живой Этики приобретает особую актуальность. Почему? Человечество вошло в XXI век, обремененное серьезными проблемами социального, политического и экологического порядка. Мы столкнулись с глубоким космопланетарным кризисом. Он связан с тысячелетним противостоянием сил Добра и зла, борьба между которыми вступила в решающую фазу. Сейчас, перед наступлением Нового Мира, эры справедливости, всё зло выползло на поверхность подобно яду от прорвавшегося нарыва, вползло чтобы трансформироваться или быть уничтоженным. В мире ощущается необычайная напряженность. О нашем времени было сказано ещё в древних пророчествах. Так в Агни Пуранах говорится: «Лишь имущество будет давать положение: богатство будет единственным источником почитания и преданности; сладострастие единственною связью между полами; ложь будет единственным средством успеха в тяжбе; женщины будут лишь предметом полового наслаждения... Нечестность будет общим средством существования, слабость причиною зависимости; угроза и самомнение заменят знание... богач будет считаться чистым, обоюдное согласие заменит брак;... сильнейший будет властвовать...». Похоже, что разгул лжи и безнравственности в наше время превзошел все пророчества. Понять происходящее в мире можно только с позиций Живой Этики. Идёт Великий Отбор: кто-то отходит налево, кто-то направо.

Очень важно осознавать существование на Земле Космического Братства Учителей человечества. Александр Сергеевич Пушкин знал. Он знал,

Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит.

К сожалению, большинство людей не знает и не хотят знать о Братьях человечества. Люди не верят ни в существование сил Света, ни в существование сил зла. Кто-то из великих прозорливо сказал, что главная победа Сатаны состоит в том, что он сумел убедить людей, что он не существует. Между тем, темные силы на Земле очень активны. Мировая закулиса руководит силами зла. Мы видим, как погибает великая культура Европы, как там утверждаются нелепые и эволюционно вредные ценности однополых браков (как в период упадка античного греко-римского мира), расцветает педафелия, утверждается ювенальная юститция, «политкорректность», доходит до абсурда. Под видом демократии свергаются неугодные режимы, сеется хаос, поддерживается терроризм. Мы удивляемся, откуда такое беспрецедентное давление на нашу страну, такой разгул лжи, клеветы. Казалось бы, главным соперником Запада является Китай, вторая экономика мира с перспективой в ближайшие годы стать первой экономикой. Китай создает новую мировую валюту, основанную на золоте, которая должна подорвать господство доллара, а на нём держится вся их система. Китай открыто провозглашает, что он строит социалистическое общество. Мы этого не говорим, у нас пока капитализм, и мы пока не составляем серьезную экономическую конкуренцию Западу. Почему же главной угрозой и главным врагом провозглашается Россия? Потому что мировая закулиса отлично знает, что Россия является фокусом Света. Это надо понимать. Елена Ивановна Рерих писала: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира». Вот чего добивается мировая закулиса.

День Матери Мира, День Учителя называется также Днем Единения. Почему? Матерь Мира является Началом Иерархии, Она стоит во главе Её. Она - Дательница жизни, Она - Единая Жизнь. И потому День Матери Мира является днем всеобщего Единения, ибо все мы дети Единой Матери, частицы Единой Жизни, Единой Космической субстанции. Эволюция движется в направлении Единения. Потому для человечества и особенно для последователей Учения Единение необходимо. Учение ЖЭ есть в значительной мере учение о единении. К сожалению, в рериховской среде его нет. В книге «Братство» говорится: «Единение есть легкокрылая мечта человечества. Когда же мечта приближается к намерениям, уже немного остается последователей. Претворение намерения в действие уводит большинство. Так утверждение единения есть стремление к высшему закону, который с трудом вмещается человечеством в его современном состоянии». А в книге Н, Уранова «Жемчуг исканий» о единении сказано: «Отчего такая вражда? Бациллы разъединения наполняют атмосферу планеты и проникают даже на высоты. Удержитесь от всеобщего безумия. Докажите хоть этим свое прилежание к Учению. Последним испытанием будет испытание на противодействие разъединению. Тот, кто выдержит и это испытание, тот и пребудет с Представителями Единства».

Итак, друзья, в День Единения скажем себе: будем стремиться к Единению.

 

 
  К началу страницы