Главная arrow новости архив arrow В.Э.Жигота - С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ, ИЛИ СТЫДНО, ГОСПОДА, ВРАТЬ!..
18.04.2024 г.
В.Э.Жигота - С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ, ИЛИ СТЫДНО, ГОСПОДА, ВРАТЬ!.. Печать

На днях на сайте Национального рериховского комитета (НРК) была размещена статья «Картины из собрания С.Н. Рериха в фондах Государственного музея Востока: история формирования коллекции», которая разбивает многолетнюю ложь вице-президента Международного центра Рерихов (МЦР) А.В. Стеценко по поводу кражи картин Н.К. Рериха из Государственного музея Востока (Музей Востока). Этот господин, в совершенстве владеющий искусством манипуляции общественным мнением, уже долгие годы, как мантрам (не меняя слов), поёт свою соловьиную песню. Зная его, могу с уверенностью сказать, поёт - точнее, пел - сперва с целью добиться передачи части наследия из Музея Востока в МЦР, а когда стало понятно, что это уже невозможно, он стал использовать эту мысль с целью пристегнуть её к тайной якобы мотивации нынешних действий государственной власти РФ. Мол, вот она истинная мотивация - скрыть воровство картин Н.К. Рериха из Музея Востока. Господин Стеценко считает, что ради достижения благородной, как он полагает, цели, все средства хороши - пусть даже самые низкие.

И вот сегодня - 19 мая 2017 г. - А.В. Стеценко выступил с очередным обвинением в адрес Музея Востока. В своём обращении к министру культуры В.Р. Мединскому (см.сайт МЦР: https://save.icr.su/ru/2017/05/obrashhenie-k-ministru-kultury-rf-v-r-medinskomu/) он утверждает, что якобы именно Музей Востока несёт ответственность за появление влаги и грибка в фондохранилище МЦР.

Поскольку обращение адресовано министру культуры, и речь идет о Музее Востока, реакция должна последовать от Министерства культуры или Музея Востока. Но так как мне довелось соприкасаться - на разных этапах своей деятельности - со всеми этими процессами в усадьбе Лопухиных и потому иметь представление о сути происходящего, считаю своим долгом выразить личную точку зрения.

Не сомневаюсь, что и в данном случае это сознательная ложь А.В. Стеценко, которая запущена для устрашения несведущего обывателя и переложения ответственности на Музей Востока: мол, это именно государственный музей вновь во всём виноват - даже в том, что на самом деле натворил МЦР. Запущена она также с тем, чтобы ещё раз попытать счастья - а вдруг у кого-то, от кого зависит решение этих вопросов, не выдержат нервы.

Должен сказать, что именно сотрудники МЦР, по личному распоряжению Л.В. Шапошниковой, силком, вопреки мнению профессионалов (той же уволенной уже к этому времени Г.В. Дарузе), перевели картины в подвальное помещение. Тогда как, согласно всем музейным нормам, хранить предметы искусства в подвальном помещении категорически запрещается. Почему? Всё очень просто. Как бы ни было защищено помещение, находящееся под землёй, рано или поздно сырость, находящаяся в почве проникает в стены. И уж наверняка, если нарушена гидроизоляция - а именно так обстоит дело в усадьбе Лопухиных, как следует из нижеприводимого экспертного заключения, рано или поздно в помещении заводится грибок. И никакая система вентиляции и влажностного контроля не способна уберечь произведения искусства от заражения грибком, ибо споры быстро рассеиваются в воздухе и оседают на картинах. Таким образом, хранение в подвале не только наследия Рерихов, которое в МЦР (впрочем, как и в НРК) считают эпохальным, но и любых значимых произведений искусства само по себе уже является должностным преступлением. Огромные средства, действительно, вложенные МЦР в строительство и оборудование подвалов, бессильны перед наступлением влаги и грибка.

К тому же почва, на которой стоит усадьба Лопухиных, - это плывуны. Обильная осадками весна сделала своё дело - всё, что в МЦР пытались скрыть под наклеенными обоями, вылезло наружу. Правда всегда выходит на свет...

Утверждения о том, что штукатурка обвалилась, и грибок образовался за неделю расконсервации помещений фондохранилища, - явно рассчитаны на совершенно некомпетентных, наивных, некритически мыслящих людей. Методика А.В. Стеценко, неоднократно опробованная им, рассчитана именно на такую аудиторию. «А он, мятежный, ищет» всё того же - общественного скандала...

Также подчеркну, что все приборы, в том числе в хранилище, нормально функционировали после 28 апреля 2017 г. Таким образом, все утверждения А.В. Стеценко о неисправных технических системах в усадьбе Лопухиных - тоже не соответствуют действительности.

Конечно, идёт не самый простой, но вполне успешный процесс овладения специалистами Музея Востока всеми техническими приспособлениями, оставленными МЦР. Звонок, который я, действительно, сделал главному инженеру МЦР (вероятно, бывшему, т.к. он сам говорил мне, что уволился в мае 2016 г.) С.В. Ковалёву, не был из разряда SOS. Было просто нормальное конструктивное обращение, дабы избавить инженеров Музея Востока от лишнего часа поисков. А сама неисправность относилась к системе электропитания, не касающейся ничего действительно значимого и жизнеобеспечивающего.

Утверждаю, что в МЦР прекрасно знали о влажности и грибке. В 2014 г. руководство МЦР заказало микологическую экспертизу подвальных помещений главного здания усадьбы Лопухиных. Микологи обследовали подвальные помещения, непосредственно прилегающие к фондохранилищу. Их выводы были неутешительны: «...В результате микологического исследования на поверхности и в толще строительных материалов стен были выявлены плесневые заражения с высокой концентрацией спор плесневых грибов, способные вызвать микологические заболевания человека, а также приводящие к постепенному биоразрушению конструкций и заражению внутренней среды здания, образовавшиеся в результате длительного присутствия влаги в конструкциях и материалах, по причине нарушения гидроизоляции фундамента здания» (см. заключение ООО «Микосфера» от 11 августа 2014 г. №216/14-МЭ). Что сделало руководство МЦР, чтобы исправить ситуацию? Ничего. Лишь в конце 2016 года в преддверии комиссий Мосгорнаследия руководство МЦР заключило договор со строительной фирмой на... побелку подвальных помещений. Скорее всего, именно тогда стены хранилища были заклеены обоями и покрашены поверх обоев. Опять лихое решение сложного вопроса! А далее в том же стиле... Эти господа знают, каким комиссиям и сколько платил коммерческий директор МЦР господин Мамаладзе, чтобы они вынесли нужные МЦР положительные заключения.

Теперь же они пытаются переложить ответственность с больной головы на здоровую, пытаются опорочить руководство Музея Востока. 

А.В. Стеценко делает ссылку на сайт В.Е. Чернявского с его комментарием о посещении фондохранилища в составе общественной комиссии, но при этом вице-президент МЦР умалчивает, что на этом же сайте размещены многочисленные фотографии, которые были сделаны в результате посещений этих же помещений в 2016 г. комиссиями Музея Востока. Фотографии свидетельствуют о том, что подвалы пребывают в том же ужасном состоянии, как и два года назад - перед обследованием микологов: повсюду плесень, вздутая и обвалившаяся штукатурка. Не будет лишним привести эти фотографии здесь (см. Приложение 1-2).

В этих же сырых и заражённых грибком подвалах несколько лет, если можно так сказать, «хранились» вещи и мебель из квартиры Ю.Н. Рериха (см. Приложение 3).

Как общественный наблюдатель происходящих сейчас работ по описи и спасению рериховских фондов в Усадьбе Лопухиных, могу сообщить, что руководство нового Государственного музея Рерихов с самого начала озабочено необходимостью скорейшего перемещения рериховских коллекций из подвального депозитария в приемлемое помещение первого этажа и далее - оборудованием должного постоянного фондохранилища. Поскольку описание музейных предметов в подвале закончено комиссией в пятницу 19 мая, то в понедельник 22-го уже начнётся долгожданное перемещение. Картины и мемориальные вещи займут безопасное место - НАД ЗЕМЛЁЙ...

Возможно, кого-то из сотрудников МЦР и стоило бы пригласить в музей, так как скрывать комиссии совершенно нечего. Но в их помощи с практической стороны никто не нуждается. Кроме того, это было бы возможно при том условии, что они будут потом говорить правду, и только чистую правду, а не станут участвовать в агитпостановках своего руководителя - яркого манипулятора общественным мнением господина Стеценко. Хотя, к сожалению, врядли это возможно...

Кроме того, одновременно с письмом министру, исполненным лицемерной заботы об обеспечении должных условий хранения рериховских коллекций, господин Стеценко выдвинул требование «немедленной и безусловной» выдачи ему всего движимого имущества усадьбы Лопухиных, перечисленного в списке «Опись имущества, находящегося на балансе Международной общественной организации "Международный Центр Рерихов"». В этот список входит абсолютно всё оборудование, предназначенное для слежения и поддержания микроклимата в помещениях фондохранилища, постоянной экспозиции, архива, библиотеки и пр. И, конечно же, Государственный музей Рерихов не может отказать законным владельцам в возможности забрать своё имущество. Но в чём же тогда могут поучаствовать технические сотрудники МЦР, кроме как в демонтаже этого оборудования? Вряд ли подобное лицемерие может вызывать что-то кроме глубокого возмущения.

Уважаемые сотрудники МЦР! Пора прекратить СТЕЦЕНКОВЩИНУ в вашей организации! Чего Вы боитесь?! Не давайте больше морочить вам голову! Я знаю среди вас много умных и порядочных людей. Освободите МЦР от СТЕЦЕНКОВЩИНЫ! Иначе у центра-музея не останется даже шансов на будущее... Этот «мужественный» борец... со всем лучшим, что в МЦР когда-то было, уже занёс ногу над бездной! И страстно желает утянуть в эту бездну всё Рериховское Движение...

Считаю великим благом отделение СТЕЦЕНКОВЩИНЫ от наследия Рерихов, перенос её - ЗА ОГРАДУ УСАДЬБЫ ЛОПУХИНЫХ.

В.Э. Жигота

19 мая 2017 г.

 Приложение. Фотографии из Актов обследования усадьбы Лопухиных.

 
  К началу страницы